Ходячий замок 127763
Аватар Kttur Kttur

Жанровый ликбез: кибер-, стим- и другие "панки"

17
5
Поделиться
Телеграфировать
Слово 'киберпанк' в интернете мог не увидеть только ленивый. Чтобы не заметить его на этом сайте, нужно не читать новости, не заходить в 'Штуки Года', не заглядывать в разделы интересного и, желательно, не открывать сайт вообще. Стимпанк также занимает почётное место в рядах небезызвестных жанров. А вот остальным повезло куда меньше. Атомпанк, дизель, тесла, био... Что-то, вроде, слышали. На самом деле - даже видели и встречали, только не знали об этом. Ведь слышать и знать - не одно и то же. Последним мы и займёмся в этой статье.
Жанровый ликбез: кибер-, стим- и другие панки

Статья устраивает обзорную экскурсию по семейству "родственников" киберпанка - по крайней мере, наиболее известным из них. Для знатоков и любителей жанра также имеется особая просьба - она опубликована в конце статьи. А пока начнём.


Киберпанк

(Cyberpunk)

High tech. Low life.

Киберпанк - наиболее известный из "панков": зародившись раньше остальных жанров, он был стимулом к их появлению, передал потомкам свод канонов и стал этаким "крёстным отцом".

Киберпанк возник в восьмидесятых годах прошлого века - эпоху роста популярности персональных компьютеров, когда стало понятно, что высокие технологии могут быть доступны не только государству, крупным корпорациям и толстосумам, но и простому люду. И пусть поначалу цена подобных новинок всё ещё ощутимо била по карману, тенденция была очевидна.

В этом заключён один из канонов киберпанка - технологии доступны каждому. Будь то нейроимплантат, домашний андроид-помощник, роботизированный пёс или ещё какая-нибудь вундервафля - всё, что изобретено, может купить практически каждый. Вспомните Deus Ex, где клиники имплантации встречаются чаще закусочных, а маргиналы оснащают своих псов киберлапами и киберклыками. Ещё проще приобрести необходимую вещицу с рук - взять хотя бы тот же Deus Ex с его китайскими "сборщиками", модифицирующими и толкающими из-под полы подержанные киберпротезы. Или торгаша на рынке из "Призрака в доспехах", пытающегося продать "улучшения". Как мешок картошки купить, не правда ли? При этом продукт не обязательно должен быть материальным - виртуальная реальность, обмен воспоминаниями, новые виды психотропных веществ... Все виды удовольствий для клиента, готового их купить.

Технологии для всех и каждого - казалось бы, настоящая утопия. Тем ироничней, что наиболее близким к киберпанку жанром является антиутопия. Несмотря на повсеместное распространение технологий (а зачастую - благодаря ему), уровень жизни в мире каноничного киберпанка чрезвычайно низок. Как пример: люди заменяются роботами и искусственным интеллектом, что вызывает рост безработицы и снижение зарплат. Сами технологии, будучи доступными к приобретению, могут быть отнюдь не дешёвыми в использовании - так установка имплантата требует постоянного приёма средств против отторжения, фактически вызывая пожизненную зависимость. Всё это приводит к постепенному разделению на богачей и бедных, причём промежуточные категории исчезают, а разрыв становится всё более значительным (пример - "Время"). Растёт число нарушителей - как обычных, так и киберпреступников, использующих современные наработки для достижения собственной выгоды.

Одновременно с этим исчезают понятия личной жизни и приватности - технический прогресс способствует развитию средств наблюдения и контроля за гражданами, а рост преступности - их применению. В конечном счёте получаем тот же тоталитаризм и полное подчинение власти - причём здесь это не обязательно правительство или иллюминаты. Чаще всего на первый план выходят мегакорпорации, являющиеся разработчиками и поставщиками технологических новинок. Научные достижения, ощутимая прибыль от продаж и мощные армии наёмников дают таким корпорациям больше возможностей и власти, чем имеют формальные главы государств. Особенно если учесть, что их влияние редко ограничивается лишь одной страной, распространяясь даже за пределы континента.

Из всего сказанного выше вполне естественным образом строится мрачный и контрастный облик мира киберпанка. Футуристичные небоскрёбы городов-муравейников соседствуют с трущобами, экологическая обстановка нередко находится в бедственном положении. В целом картина подаётся в стилистике неонуара: дневной свет здесь - нечастый гость, предпочтительней тёмное время суток, способное в равной степени отобразить красоту неоновых вывесок и гнетущую атмосферу. А постоянные дожди и смог дополняют впечатление и помогают сохранить атмосферу, если действие происходит днём.

Такой шаблон "мира в стиле киберпанк" возник одновременно с жанром. Даже немного раньше. Популяризатором и наиболее известным писателем жанра является Уильям Гибсон, опубликовавший в 1984 году роман "Нейромант" - канон и отправную точку киберпанка. Достижения в области компьютеров, мегакорпорации,  искусственный интеллект, хакеры и виртуальная реальность - всё это было описано Гибсоном. А за два года до публикации "Нейроманта" вышел на экраны "Бегущий по лезвию" и показал зрителям технологичный мир будущего, лежащий буквально посреди руин и радиации. Сочетание "нуар плюс фантастика" для того времени было новинкой, и фильм, хоть и будучи не слишком успешным в прокате, оказал влияние как на творчество Гибсона, так и на жанр в целом.

Базовые признаки киберпанка:

  • Высокий уровень развития технологий с их повсеместным распространением
  • Низкий уровень жизни большинства населения, зачастую вызванный описываемыми технологиями
  • Большой разрыв между правящей элитой и остальным населением


Что может присутствовать (необязательно):

  • Огромные небоскрёбы, соседствующие с трущобами
  • Плачевная экологическая ситуация
  • Роботы / андроиды / синтетики / киборги
  • Искусственный интеллект
  • Бионические улучшения, имплантанты, киберпротезы
  • Виртуальная реальность, обширные компьютерные сети, хакеры
  • Криминальные структуры (мафия, якудза и другие группировки)
  • Мегакорпорации

Галерея киберпанка

Стимпанк / паропанк

(Steampunk)

"Старший сын" киберпанка, заслуживающий отцовской гордости. В отличие от родителя, стимпанк закрепил планку технического прогресса на уровне викторианской эпохи: пар здесь - наше всё. Технологии не выходят за пределы паровых механизмов, однако степень их развития может варьироваться от произведения к произведению: от самых примитивных механизмов до механических компьютеров и паровых роботов.

И вновь следует поблагодарить Уильяма Гибсона: его "Нейромант" принёс популярность киберпанку, а написанный в соавторстве с Брюсом Стерлингом роман "Машина различий" сделал известным стимпанк. Все базовые признаки киберпанка в нём, кстати, имеются. Вообще эти признаки делят произведения любого жанра с частичкой "-панк" на два лагеря: те, кто перенёс в другую эпоху их все, и те, кто ограничился лишь первым признаком - высоким уровнем развития и распространением технологий выбранной эпохи.

Что это всё значит? А вот что - если мы уберём из киберпанка низкий уровень жизни и социальное неравенство, оставив только роботов, летающие автомобили и прочие подарки науки, это будет что угодно, но только не киберпанк, поскольку социальная часть является важной его составляющей. Всё остальное было описано фантастами и до киберпанка. Для стимпанка же требования смягчились - если убрать из него социальную составляющую, он по-прежнему останется стимпанком, пусть и с оговорками. В этом плане он смог превзойти своего "родителя", став не только социальным, но и декоративным жанром. Акцент здесь может смещаться на научные достижения, замысловатые паровые механизмы и общую стилистику в духе Англии XIX века. Сейчас стимпанк - это не только книги, фильмы и игры, но также одежда, аксессуары, дизайн предметов, помещений и даже музыка.

Соответственно, общая атмосфера стимпанка по сравнению с киберпанком может быть гораздо более светлой и жизнерадостной, вплоть до комедии ("Дикий, дикий Запад"), а временами и вовсе доброты (Ходячий замок). Однако не дайте себя обмануть - стимпанк способен быть мрачным, и серия Dishonored тому пример.

Несмотря на то, что основной движущей силой в мирах стимпанка является пар, жанр допускает некоторые отклонения. Помимо пара техника может приводиться в действие пружинными механизмами или электричеством, в предельных случаях пар может не использоваться вообще. Хотя формально это по-прежнему будет стимпанк, такие ответвления имеют собственные названия.

Если в произведении присутствуют различного рода электрические штуковины, генерирующие вокруг себя молнии в промышленных масштабах и работающие по принципу "эффектность превыше эффективности", то это - теслапанк. Редко используется в качестве полноценного жанра - чаще посредством своих электроагрегатов просто вносит разнообразие во славу Зевса и Николы, иногда с воплощением последнего (Престиж). Однако бывают и исключения - в мире Dishonored прогресс успешно миновал паровую эпоху, перепрыгнув сразу к электричеству, поэтому практически все технологии здесь работают на силе тока.

Клокпанк, в свою очередь, делает акцент на технологиях, идущих не вслед за паровыми двигателями, а перед ними - механизмы здесь работают на пружинах и гирях. Для достижения большего эстетического эффекта можно предоставить возможность любоваться шестерёнками. Действие клокпанка может происходить как в эпоху Возрождения или индустриализации, так и ближе к нашему времени (Syberia), а то и вовсе в будущем (Доктор Кто, s2e4).

Доктор восхищён

Признаки стимпанка

  • Технологии XIX века с высоким уровнем развития
  • Урбанистические пейзажи времён "промышленной революции"
  • Общий стиль викторианской эпохи и типичные для неё персонажи
  • Общественные настроения конца XIX века
  • Всевозможный воздушный транспорт - шары, дирижабли или даже самолёты на паровой тяге
  • Различные виды парового (иногда - электрического) оружия, вплоть до паровых танков и гигантских роботов

Галерея стимпанка

Потомки стимпанка

Стимпанк описал уже ушедшую эпоху с несвойственным для неё технологическим развитием, однако во времени ограничился Средневековьем с одной стороны и началом XX века - с другой, оставляя простор для творчества и место для создания новых жанров.

Дизельпанк

(Dieselpunk)

Дизельпанк следует сразу же за стимпанком и показывает общество первой половины XX века -  быстрый рост тяжёлой промышленности наряду с постоянно улучшаемым вооружением и увеличением напряжённости на мировой арене.

Произведения дизельпанка можно разделить на два довольно отличающихся течения. Первое концентрируется на мирной жизни - "Ревущие двадцатые", ар-деко и джаз, бурное развитие промышленности и достижения науки. В целом это течение является довольно оптимистичным, особенно в сравнении со вторым ответвлением дизельпанка, большее внимание уделяющее военным конфликтам первой половины XX века. Общая атмосфера здесь гораздо более депрессивная, а наука и промышленность служат исключительно военным нуждам. Нередко описываются различного рода вундервафли - от танков и бронемашин до летающих крепостей.

Ярким представителем жанра является вселенная 1920+, где на фронтах Первой мировой пехотинцы сражаются бок о бок с шагоходами. По данной вселенной уже выпущена настольная игра "Серп" (Scythe) и готовится к выходу стратегия Iron Harvest.

Как ещё один подвид можно выделить оккультный дизельпанк, где помимо технических достижений в войне используются потусторонние силы, обычно на стороне нацистов. Если у вас появилось смутное воспоминание о чём-то подобном, но так и не оформилось до конца, я напомню - это игры серии Wolfenstein.

Признаки дизельпанка

  • Технологии первой половины XX века с высоким уровнем развития. Большое распространение ДВС и электричества, иногда - первые атомные устройства
  • Урбанизация, небоскрёбы, здания в духе Чикагской архитектурной школы, модерна, ар-деко
  • Военные конфликты: Первая и Вторая мировые войны
  • Множество военной техники - от реально существовавшей до фантастической, вплоть до подводных крейсеров и гигантских роботов
  • Различные летательные аппараты - дирижабли, самолёты, летающие корабли и даже небесные замки

Галерея дизельпанка

Атомпанк

(Atompunk)

Мир атомпанка базируется на технологиях и реалиях второй половины XX века - холодная война, гонка вооружений, шпионаж, тайные агенты, освоение космоса и, конечно же, атомная энергия. В идеале - очень много атомной энергии: атомоходы, атомные подводные лодки, танки с ядерными реакторами, ядерные батареи, питающие всю технику от автомобилей до лифтов, ядерные пылесосы и Ядер-Кола. Иногда квантовая. Да, это он - старый-добрый Fallout. Несмотря на то, что основная часть действий происходит уже после войны, благодаря сохранившейся технике, внутриигровым описаниям и довоенным сюжетным вставкам (Fallout 4) мы можем представить, какой была жизнь до ядерной катастрофы. Из необычного: роботы - от простейших домашних помощников до синтов, искусственный интеллект, довольно развитые космические аппараты, достижения в микробиологии и терраформировании, а также обилие военных технологий, начиная энергетическим оружием и бронёй и заканчивая смертоносными световыми лучами.

Другой пример атомпанка (что характерно - тоже после ядерного конфликта) - Саракш из "Обитаемого острова" Стругацких. Причём здесь показаны не только атомная техника и напряжённые отношения между странами, но и "панк" в его базовом значении - не забываем, что "панковские" жанры в первую очередь социальные, а уж потом технологические.

Признаки атомпанка

  • Антураж второй половины XX века
  • Высокое развитие атомной энергетики, активное использование энергии атома
  • Громоздкие ламповые компьютеры (и вообще ламповая техника)
  • Развитие ракетостроения, освоение космоса
  • Необычные транспортные средства - гигантские дирижабли, летающие подлодки, автомобили-амфибии
  • Напряжённые международные отношения, холодная (иногда - полноценная) война, гонка вооружений
  • Секретные агенты, шпионы, противостояние разведывательных служб

Галерея атомпанка

...и прочие родственники

Дизель- и атомпанк - лишь верхушка айсберга жанров, родственных киберпанку и стимпанку. Причём оба находятся в "будущем" по отношению к последнему, а ведь есть ещё и прошлое. Итак, поехали.

  • Миддлпанк (middlepunk, candlepunk, castlepunk) - мир с технологиями Средневековья. Plaguepunk - ещё и с чумой
  • Сандалпанк (sandalpunk) - технологии и механизмы Античности - бронза, железо
  • Стоунпанк (stonepunk) - технологии каменного века

У всех этих жанров есть существенный недостаток - не так-то просто придумать технологии, работающие на доступных для данной эпохи материалах, не отклонившись при этом в сторону стим/клокпанка. В том же стоунпанке единственным известным примером, кочующим из статьи в статью, являются Флинтстоуны - мультсериал, показывающий американское общество середины прошлого века в эпоху динозавров и мамонтов.

Другой ветвью развития являются жанры, опирающиеся не на конкретную эпоху, а на раздел науки.

Биопанк показывает общество, достигшее значительных успехов в генетике, микробиологии и других видах биологии. Посмотрите на изображение выше: Флинтстоуны, использующие динозавров в качестве газонокосилок - стоунпанк. Если же эти динозавры были для тех же целей выращены искусственно - это уже биопанк. Для удовлетворения нужд государства могут создаваться новые виды животных, изменяться существующие виды, а можно просто заняться клонированием человека и производить целые армии для достижения своих целей. Вивисекция тоже в моде, ага.

Отличный пример биопанка - Bioshock, не только обыгрывающий применение биотехнологий, но и сохраняющий каноны киберпанка - именно повсеместное распространение упомянутых технологий и стало причиной упадка.

При этом визуальный стиль первых двух частей можно отнести к мрачному дизельпанку, в то время как третью - Bioshock Infinite - к стимпанку.

Нанопанк описывает цивилизации, достигшие большого прогресса в нанотехнологиях, которые могут быть как мирными, так и не очень - порой могут довести даже до полного апокалипсиса, уничтожив человека как вид.

Манапанк - несколько необычный жанр, где в качестве источника энергии используется магия. Причем действие не обязательно происходит посреди эльфов и гномов (хотя и они могут быть в наличии) - может описываться мир, близкий к современному, или даже будущее. Примеры - Arcanum; вместе со стимпанком - технологии двемеров из вселенной Elder Scrolls (к слову - уже далеко не первая серия от Bethesda в этой статье).

Разумеется, есть ещё немало жанров, оканчивающихся на "-панк". Модно это, видимо, да и +10 к звучанию сразу же, поэтому данную частичку уже добавляют везде, где можно и где нельзя. Возможно, когда-нибудь в будущем мне придётся дополнить эту статью и добавить внезапно ставший жутко популярным жанр. Когда-нибудь...

А на сегодня остался ещё один момент: в начале статьи я упомянул просьбу, которая будет опубликована ближе к завершению. Вот её суть: читая статью вы, возможно, вспоминали произведения, которые можно было бы отнести к описанным жанрам. Фильмы, книги, игры, аниме... Всё, что угодно. Также это относится к жанрам антиутопии, пост-апокалипсиса и космической оперы. Я составляю списки произведений, относящихся к указанным жанрам, и если вы можете сообщить об известных вам - welcome: заполнить форму. Если произведений много и лень отсылать по-отдельности - можно отсылать одной формой несколько, только желательно указывать жанр рядом с названием. Возможно, когда-нибудь я опубликую собранный материал в виде отдельных подборок. Когда-нибудь - прошу учесть, что эту статью я начал писать ещё в июне :)

Спасибо за прочтение!

Теги: Dishonored, BioShock, BioShock Infinite, Iron Harvest, Fallout 4, Wolfenstein, Fallout 3, Deus Ex: Human Revolution, Syberia, Ходячий замок, Небесный замок Лапута, Бегущий по лезвию 2049, Время, Призрак в доспехах, Престиж, Доктор Кто, Обитаемый остров, Бегущий по лезвию, Креатив, Жанровый ликбез, Годнота, Сериалы, Игры
Аватар Kttur
Kttur
40 подписчиков