Подводное извержение вулкана помешало работе спутниковой связи

Вулкан создал не только цунами, но и плазменные пузыри в ионосфере.

Подводное извержение вулкана помешало работе спутниковой связи

В январе 2022 года произошло извержение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Оно оказалось настолько мощным, что вызвало цунами в Карибском море; оказалось, последствия извержения были заметны даже в космосе.

Через год после извержения исследователи выяснили, что активность подводного вулкана помешала работе спутниковой связи. Это стало возможно, потому что вулкан стал источником плазменных пузырей в ионосфере Земли.

Такие пузыри способны ухудшать работу радиосвязи и влиять на качество связи со спутниками. Обычно плазменные пузыри наблюдаются ночью вблизи геомагнитного экватора Земли.

Проанализировав данные японского спутника Arase, способного обнаруживать плазменные пузыри, ученые пришли к выводу, что после извержения вулкана такие пузыри поднялись на высоту как минимум в 2000 километров от поверхности планеты.

Это очень много: обычно плазменные пузыри достигают куда меньших высот. Исследователи считают, что плазменные пузыри генерируются и другими извержениями вулканов, прост обычно они не такие мощные.

Ожидается, что собранные данные позволят прогнозировать образование плазменных пузырей, заранее предупреждая операторов спутниковой связи. Кроме того, исследователи надеются, что новая информация пригодится при анализе влияния вулканов на атмосферу других планет.