Хитмэн 8083
Аватар Cyber Morning Star Cyber Morning Star

Игры — это вам не игрушки, или почему адаптации видеоигр практически всегда неудачные

4
1
Поделиться
Телеграфировать
Тренд на адаптации видеоигр продолжает набирать обороты. В ожидании сериала «Одни из нас», очередного сезона «Ведьмака» и новостей о Gran Turismo почитаем о том, почему у режиссёров редко когда получается снять хороший фильм, основанный на видеоигре.
Игры — это вам не игрушки, или почему адаптации видеоигр практически всегда неудачные

Концепт

Пока вы десятилетиями наблюдали или даже участвовали в консольных войнах, настоящие баталии разворачивались (и продолжают разворачиваться) под знаменем вопроса «являются ли видеоигры искусством». Дискуссии и споры были такими масштабными, что в стороне не остался никто. Известный в Америке кинокритик Роджер Эберт был настолько против идеи причислить видеоигры к видам искусства, что приводил в пример Фицджеральда и ездил на конференции, на которых выступал с настоящими лекциями.

Отвечали на его гневные выпады сам Хидео Кодзима, режиссёр Клив Баркер и даже профессор Аризонского университета Майкл Эйлерс. Тема эта на самом деле обширна и заслуживает отдельной статьи.

В моём сегодняшнем разборе вопрос о причастности видеоигр к видам искусства поднимается с той лишь целью, чтобы отметить, что очередной Assassin's Creed пусть и не встанет в один ряд со «Звёздной ночью» Ван Гога, но всё же является одной из художественных форм.

В самом концепте художественных форм и скрывается первая причина того, почему адаптации видеоигр почти всегда получаются среднего качества. Для прослушивания музыки нам нужны только уши. Чтобы насладиться мастерством художника — глаза. Фильмы перцептивный экспириенс расширяют. А вот видеоигры идут ещё дальше. Мы не просто слушаем и смотрим, но принимаем активное участие. Ведь как бы ни была красива Алисия Викандер, побегать по перуанским джунглям самому намного интересней.

Интерактивность

Концептуальное различие плавно подводит нас ко второй причине: интерактивность. Вся суть видеоигр заключается в том, что игрок в той или иной мере задействован в процессах исследования мира или противостояния противникам. Будь то художественно прекрасная Gris, в которой мы поём и прыгаем по кубикам, душевная Death Stranding, где разносим посылки, или VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action, весь геймплей которой сосредоточен на разливании коктейлей.

Стоит нам перевести интерактивность подачи материала в форму более линейную и, собственно, не-интерактивную, как важнейший аспект перестаёт существовать вовсе. Отличными примерами в данном случае могут выступить боевики «Уличный боец» (1994), основанный на Street Fighter 2, и, допустим, «Doom» (2005), созданный по мотивам одноимённой игры.

Несмотря на наличие маститых звёзд в лице Жан-Клод Ван Дамма и Дуэйна Джонсона, отсутствие прямой вовлечённости превратило легендарные игры с огромной фанбазой в конвейерные драчки, ничем не отличающиеся от других представителей своего жанра.

Повествование

Следующая немаловажная причина тотального фейла в вопросах видеоигровых адаптаций (я сейчас смотрю на тебя, «Кредо убийцы») — это различия в структуре старого доброго сторителлинга. В фильмах мы можем наблюдать классическую трёхступенчатую схему: завязка, кульминация, развязка. Переходы от одного акта к другому, даже если речь идёт об унылой мелодраматичной комедии про переходный возраст, увлекают развивающейся историей и не вызывают ощущения стагнации.

В играх всё немного по-другому. Сейчас внимательно: играм нужен уверенный сюжет и увлекательная история; просто подача материала осуществляется по другой схеме. Примером станет вышеупомянутый Assassin's Creed и фильм «Кредо убийцы», который провалился не только по части повествования, но и по многим другим.

Сторителлинг и его темп в играх не ограничиваются условиями зачина и финала. Разработчики со всех сил развлекают игроков количеством побочных заданий и всячески поощряют изучение разнообразных локаций. Мы часами можем бегать в поисках флажков, враждебно настроенных тамплиеров и игнорировать основную линию повествования. Сам сюжет и его темп выстроены так, что даже многочасовое внесюжетное ничегонеделание даёт ощущение развития и движения.

Ситуация для фильмов абсолютно неприменимая. Стоит Фассбендеру застыть на экране дольше, чем на минуту, мы кидаемся поп-корном и напоминаем, что Яблоко Эдема само себя не отыщет.

Я не знаю, что делаю

Лидеры по отрицательному рейтингу по мнению сайта Metacritic выглядят следующим образом: «Один в темноте» (2004) — 9 из 100, «Смертельная битва 2: Истребление» (1997) — 11 из 100, «Дом мертвецов» (2003) — 15 из 100 и «Сайлент Хилл 2» (2012) — 16 из 100.

Посмотрим на режиссёров этих фильмов. Экранизациями Alone in the Dark и The House of the Dead занялся ходячий мем Уве Болл, который за всю свою продолжительную режиссёрскую карьеру (34 фильма) не снял ничего стоящего. Каждая его попытка — это карусель безумия и фейспалмов. Удивительно, но на его счету числятся и другие игровые адаптации. Это целых три части по вселенной BloodRayne, несчастный «Фар Край», обиженный жизнью «Постал» и незаслуживающий такой судьбы «Во имя короля: История осады подземелья».

Если вы впервые слышите про этого высококлассного тролля, который, судя по слухам, снимал фильмы только с целью махинаций с налогами, то одна его фраза ёмко описывает очередную причину: «да **ать я хотел на исходный материал».

И какое бы я уважение не испытывал к некоторым режиссёрам, посоветовать им хочется только одно: сыграть пару часов в адаптированную игру или хотя бы почитать фандом вики. Лучшие примеры в данном случае — это «Хитмэн» (2007) и «Супербратья Марио» (1993). Первый превратили в мясной экшн, а второй настолько плох, что даже хорош.

Надежда есть

Значит ли это, что фильмы, основанные на видеоиграх, обречены на провал? Короткий ответ: нет. К адаптациям, как, собственно, и ко всем другим проектам нужно подходить с холодным умом и горячим сердцем. Нужно отдать дань исходному материалу, вспомнить, что фильм будут смотреть ярые фанаты оригинала, и не забыть об особенностях трансформации структуры повествования. Задача сложная, но посильная. Идеальный вариант такого подхода — это, как ни странно, сериал во вселенной игры League of Legends.

На фоне других адаптированных коллег «Аркейн» выглядит достойно по многим причинам. Первая и самая важная: формат. В первом сезоне у нас целых 9 серий. Достаточное количество времени для знакомства с многочисленными героями, для раскрытия сути повествования и накала страстей. Вторая: действия сериала хоть и происходят во вселенной игры, но буквально ничего из самой игры не берут. Конечно, это МОБА, а не экшн-рпг. Но представьте, каким ужасны был бы сериал, дословно повторяющий события того же BioShock.

Хорошей адаптацией не обязательно должен быть сериал. Справедливости ради я упомяну «Анчартед: На картах не значится» (2022). На основе серии игр Uncharted режиссёру Рубену Фляйшеру удалось создать бодрый приключенческий боевик про поиск сокровищ. Зрелище, одинаково доставляющее как бывалым геймерам, так и казуалам.

Поводя итог, хочется пожелать всем желающим вступить на тропу адаптаций режиссёрам не быть Уве Боллом, а нам, геймерам, железных нервов. Впереди одновременно интригующий сюжетом и пугающий актёрским составом сериал «Одни из нас», очередная попытка переплюнуть Анджелину Джоли в Tomb Raider и основанный на реальных событиях Gran Turismo.

Теги: League of Legends, Doom, Хитмэн, Хитмэн: Агент 47, Кредо убийцы, Аркейн, Креатив, Фильмы, Игры, Годнота
Аватар Cyber Morning Star
Cyber Morning Star
294 подписчика