В джазе только девушки 25336
Аватар Cyber Morning Star Cyber Morning Star

Бриллианты, наркотики и вечная слава: феномен Мэрилин Монро

4
4
Поделиться
Телеграфировать
К выходу фильма с Аной де Армас «Блондинка» знакомимся с биографией самой неоднозначной поп-дивы за всю историю кинематографа. Узнаем о тяжёлом детстве, первых фильмах, трагической судьбе и получим шанс сравнить грядущую биографическую драму с реальными событиями.
Бриллианты, наркотики и вечная слава: феномен Мэрилин Монро

Тяжёлое детство

Смотря на фото улыбающейся Мэрилин, тяжело представить количество невзгод, что выпали на её долю. Мать актрисы, Глэдис Пёрл Бейкер, работала монтажницей в киностудии RKO Pictures и всё своё время уделяла работе. Поэтому стоило только маленькой Норме Джин (имя, данное при рождении) появиться на свет, как Глэдис отдаёт дочь в семью временных опекунов.

В родной Лос-Анджелес она переезжает в возрасте семи лет и живёт несколько счастливых месяцев вместе с матерью. Ровно до тех пор, пока Глэдис не ставят диагноз параноидальная шизофрения и не помещают в лечебницу. С этого момента и так непростая жизнь Мэрилин превращается в настоящую полосу препятствий.

Я росла беспризорницей. Я знала, что отличаюсь от других детей, потому что в моей жизни не было ни поцелуев, ни обещаний.

Сначала над ней оформляют опеку, а затем сдают в детский дом. Оттуда снова забирают в семью, где приёмный отец её сексуально домогается. Из семьи девочку забирает родная тётя, с которой Мэрилин тоже не может остаться, так как один из сыновей тёти проявляет к маленькой девочке нездоровый интерес.

Хождение по мукам и приёмным семьям заканчивается, когда актрисе исполняется 16 лет. Она знакомится с парнем намного старше её и решает выйти за него замуж. Главной причиной этого решения стал тот факт, что ей больше не придётся возвращаться в сиротский дом или в очередную семью. Переехав в новый дом, она бросает школу и устраивается на работу на авиационный завод фирмы Radioplane Co.

Красивый старт

Именно там её красоту впервые замечает армейский фотограф Дэвид Коновер. Он делает пару снимков Мэрилин и почти сразу предлагает ей позировать на камеру за пять долларов в час. Актриса, несмотря на недовольство своего мужа, который в то время служил в Шанхае, соглашается. Снимки для журнала Yank были настолько удачными, что крупнейшее в Лос-Анджелесе модельное агентство Blue Book предлагает Мэрилин работу на полный день. Именно под эгидой нового начальства она меняет свой родной цвет волос на блонд.

К 20 годам модельная карьера актрисы набирает такие обороты, что в один и тот же месяц её фотографии появились на главных обложках сразу нескольких журналов.

Стоит ли говорить, что подобный интерес общественности привёл к тому, что режиссёр по подбору актёров компании 20th Century Fox предлагает Мэрилин шестимесячный контракт. На то время подобная тактика была обычным делом. Агенты вербовали подающих надежды, но никому не известных новичков и смотрели, что из этого может выйти.

Мэрилин к такой возможности отнеслась с воодушевлением. Однако вернувшийся со службы муж Джим был категорически против как карьеры модельной, так и актёрской. Когда в 1946 они разводятся, перед актрисой встаёт выбор фамилии. Именно тогда, с подачи 20th Century Fox, Норма Джин Доэрти превратилась в Мэрилин Монро. Имя Мэрилин решено было взять в честь популярной в 20-х актрисы Мэрилин Миллер, а фамилия Монро была девической фамилией её матери.

В поисках себя

Первые несколько месяцев прошли тихо. Мэрилин не получила ни одного предложения и всё свой свободное время посвящала классам пения, танцев и актёрского мастерства. Благо, согласно контракту, она продолжала получать оплату в размере 75 долларов в неделю.

Единственным реальным опытом можно считать эпизодические роли в двух фильмах: «Опасные годы» (1947) и «Скудда-У! Скудда-Эй!» (1948). Но этого оказалось недостаточно. По прошествии полугода 20th Century Fox решает контракт с юной актрисой не продлевать. Тогда она снова возвращается к модельной карьере и перебивается случайными заработками.

Именно в этот период Мэрилин продолжает совершенствовать свой образ: она приподнимает линию роста волос при помощи электролиза, отбеливает волосы до платинового оттенка и исправляет неправильный прикус.

Возможно, это помогло ей заполучить контракт с Columbia Pictures на съёмки мюзикла «Леди из кордебалета» (1948). Как бы то ни было, и эта киностудия не решилась заключить с Мэрилин полноценный контракт. Тогда она снова возвращается к работе моделью.

Следующий период оказывается для актрисы очень тяжёлым. Находясь на грани бедности, она соглашается позировать обнажённой для календаря «Golden Dreams». За эту работу она получила всего 50 долларов, хотя компания на этом календаре заработала целые миллионы.

Прорыв

В 1949 она получает маленькую, 60-секундную роль в комедии «Счастливая любовь». Казалось бы, всего одна минута на большом экране. Но талант и красота Мэрилин успели покорить сразу нескольких человек. Продюсер Лестер Кауэн выбрал её для промо-тура фильма, а агент по поиску талантов Джонни Хайд отправил на прослушивание для триллера «Асфальтовые джунгли» (1950).

С этого момента роли начинают сыпаться на Мэрилин одна за другой. Да, все они второстепенные, но оплачиваемые. А участие в драме «Всё о Еве» (1950) вообще привлекает агентов из 20th Century Fox. Снова. Правда в этот раз контракт они заключают на целых семь лет.

Следующие два года очень насыщенны. Мэрилин можно заметить на вторых ролях в таких фильмах, как «Огненный шар» (1950), «Моложе себя и не почувствуешь» (1951), «В родном городе» (1951), «Давай сделаем это легально» (1951), «Любовное гнездышко» (1951) и «Стычка в ночи» (1952).

Интерес из всего этого многообразия может вызвать триллер-нуар «Можешь не стучать» (1952). Мэрилин в этом фильме засияла в главной роли и сыграла душевнобольную няню. Вопреки расхожему мнению о том, что ей под силу играть только легкомысленных и слегка глуповатых блондинок, драматическая роль ей удалась. Да настолько, что многие критики и фанаты считают этот фильм лучшим за всю карьеру.

Пристальное внимание

Стоило только Мэрилин засветиться на обложках кассовых фильмов, как всплыла история с обнажёнными фотографиями для календаря. Журналисты были в полном восторге, а вот директора 20th Century Fox — в ужасе. Их главная звезда попала в центр скандала, и это могло сильно ударить не только по репутации актрисы, но и по самой студии.

Мэрилин это испытание приняла достойно: честно призналась в том, что действительно снималась обнажённой и что сделала это только из-за серьёзных на то время финансовых проблем. Поразительно, но эта история вызвала повышенный интерес публики к её фильмам и карьере в целом.

Почуяв золотую жилу, продюсеры компании продолжили осыпать Мэрилин фильмами. В основном она играла глуповатых, но сексуально привлекательных блондинок; секретарш («Обезьяньи проделки» (1952)) или проституток («Вождь краснокожих и другие…» (1952)). Это решение, кстати, было продиктовано руководством киностудии. Так, например, её роль для мелодрамы «Мы не женаты» (1952) была создана только для того, чтобы Мэрилин могла покрасоваться в купальниках.

Но это не значит, что Мэрилин не предпринимала попыток поработать над своим драматическим потенциалом. В 1952 она снимается в нуарном триллере «Ниагара» и, судя по отзывам критиков, справляется на ура. Именно в этот период своей карьеры её называют секс-символом и одной из самых рентабельных голливудских исполнителей.

Кстати, этот год стал особенным ещё по одной причине. Мэрилин и её визажист доработали её образ. Теперь бледный цвет лица, алые губы, тёмные стрелки и мушка стали её отличительными чертами.

Никакой драмы

Следующие два года считаются одними из самых удачных во всей карьере актрисы. Во-первых, она попадает на обложку самого первого выпуска журнала Playboy, а во-вторых, снимается в ряде ключевых для своей карьеры фильмов. Это легендарный мюзикл «Джентльмены предпочитают блондинок», комедия «Как выйти замуж за миллионера» и боевик «Река не течёт вспять». К сожалению, снова в образе глуповатой блондинки.

Вспоминая свои успешные дебюты в нуарных детективах, Мэрилин снова решает взять курс на драму. Она отказывается от съёмок в комедии под названием «Девушка в розовом трико», где ей снова досталась бы роль хорошенькой, но недалёкой танцовщицы. И, за что ей стоит отдать должное, штурмует начальство 20 Century Fox, требуя пересмотра контракта. Мэрилин хочет сама выбирать фильмы, роли и даже коллег по цеху.

С целью подтверждения уровня своей серьёзности она переезжает в Нью-Йорк и отправляется на престижные актёрские курсы Ли Страсберга.

Первым фильмом в рамках нового соглашения становится мюзикл «Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес» (1954). Ролью Мэрилин недовольна. Снова надо танцевать и быть красивой. Но продюсеры кинокомпании настаивают и припоминают недавний отказ сняться в «Девушке в розовом трико». За свои роли она продолжает получать значительно меньше, чем все остальные актёры.

Романтическая комедия Билли Уайлдера «Зуд седьмого года» (1955) не лучше. Персонаж Мэрилин — рекламная модель, которая становится объектом сексуальных фантазий своего женатого соседа. С одной стороны, ещё одна легкомысленная роль, а с другой — момент со съёмок, в котором порыв воздуха приподнимает подол её белого платья, попадает в золотой фонд кинематографа.

Моя борьба

Даже несмотря на то что контракт с 20 Century Fox был новым, условия работы особо не поменялись. Мэрилин продолжали навязывать роли и платить преступно маленькие гонорары. Тогда она решается на отчаянный шаг: уезжает на восточное побережье и основывает собственную продюсерскую компанию, Marilyn Monroe Productions.

К сожалению, примерно через год становится ясно, что её продюсерская компания не может в одиночку финансировать целые фильмы. Даже если они нуарные и очень драматические. Мэрилин снова садится с директорами 20 Century Fox за стол переговоров. В этом моменте меня радует хотя бы то, что за год её отсутствия они многое поняли и сделали определённые выводы. По условиям нового контракта у Мэрилин было право выбирать себе проекты, режиссёров и кинематографистов, ей повысили оплату до 100 тысяч долларов за один фильм и дали свободу снимать один собственный фильм после одного студийного.

В 1956 выходит мелодрама «Автобусная остановка». Мэрилин отвергает заготовленные дизайнерами костюмы и сама выбирает себе наряды. Журналисты, насмехавшиеся над её борьбой с киностудией, замирают в ожидании грандиозного провала. Но этого не происходит. Фильм выходит, критики в восторге, таблоиды один за одним хвалят драматический талант актрисы и пророчат ей великое будущее. Мэрилин даже получает номинацию на премию «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль — комедия или мюзикл».

После студийного фильма в 1957 выходит фильм её собственный — «Принц и танцовщица». Несмотря на занимательный сюжет, съёмки проходили проблемно. Мэрилин конфликтовала с исполнителем главной мужской роли Лоренсом Оливье, опаздывала и забывала реплики. Критики в итоге к фильму отнеслись холодно.

Начало конца

Следующие полтора года Мэрилин нигде не снимается. Вместе со своим третьим мужем она живёт на Манхэттене, отдыхает и приводит личную жизнь в порядок. А точнее, пытается забеременеть, но сначала у неё происходит внематочная беременность, а затем выкидыш. Жизнь, омрачённая профессиональными и семейными проблемами, ухудшается, когда актрису госпитализируют из-за передозировки барбитуратов.

Съёмки следующего фильма, комедии «В джазе только девушки» (1959), проходят ещё сложней. Мэрилин опаздывает, забывает слова, десятки раз требует переснять один и тот же кадр и иногда вообще не приходит на работу. В ужасе находятся как коллеги, так и съёмочная группа. Режиссёр фильма — Билли Уайлдер — сравнил съёмки этого фильма с полётом на самолёте, на борту которого оказывается сумасшедший.

Однако, несмотря на все сложности, Мэрилин со своей ролью справляется настолько хорошо, что получает премию «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль — комедия или мюзикл». Это, можно сказать, был ярчайший момент уходящей в закат звезды.

Вышедший в 1960 году мюзикл «Займемся любовью» собрал сплошь негативные отзывы. Сама Мэрилин снова опаздывала, не учила слова, сводила с ума съёмочную группу и всячески выражала недовольство тем, что снова играет в комедии глупую блондинку.

Последним фильмом стала драма «Неприкаянные». Зависимость актрисы от снотворных, алкоголя и барбитуратов была настолько сильной, что зачастую она была без сознания, пока ей наносили макияж и готовили к съёмкам. Что уж говорить о том, чтобы учить реплики и вовремя появляться на площадке. Однажды съёмки фильма были приостановлены на неделю. Мэрилин с передозировкой отправили в лос-анджелесскую больницу.

Последний год жизни актрисы был очень тяжёлым. Она переносит операцию в связи с эндометриозом и холецистэктомию, долго лежит в больнице, а потом попадает в психиатрическую лечебницу. Сильно теряет в весе и переносит жесточайшую депрессию.

Однако семилетний контракт с 20 Century Fox продолжается, и приходит время для съёмок очередного фильма. Студия сильно давит на Мэрилин и не верит её словам о плохом самочувствии. Так начинается съёмочный период комедии «Что-то должно случиться» (1962). Фильм в связи с опозданиями, а потом и смертью актрисы, так и не завершается.

Мэрилин Монро умерла 4 августа 1962 года. Вскрытие показало острое отравление барбитуратами. Передозировку патологоанатомы отвергли сразу. Количество принятых таблеток было настолько большим, что случайно их принять не было физически возможным. Смерть актрисы стала огромным шоком и вызвала эффект Вертера.

Причина её смерти до сих пор является предметом многочисленных споров. Пока одни уверены в том, что это было самоубийство на фоне затяжной депрессии и пристрастии к веществам, другие придумывают кое-что поинтересней. Тут и мафиозные разборки, и заказное убийство братьями Кеннеди, и случайная ошибка психоаналитика актрисы, который дал ей неправильный рецепт. Реальная причина неизвестна до сих пор и, думаю, не будет известна никогда.

Личная жизнь

За всю свою жизнь Мэрилин вышла замуж три раза. Первым избранником стал моряк Джим Догерти, брак с которым продлился 4 года и завершился из-за желания Мэрилин пойти по актёрской стезе. Сам Джим желал видеть в своей жене послушную домохозяйку.

Популярный бейсболист Джо Ди Маджо тоже не стал исключением. Имея в жёнах секс-символ эпохи, он очень её ревновал и, судя по словам близких к паре людей, даже поднимал на Мэрилин руку. Апогеем его ревностного отношения стали съёмки фильма «Зуд седьмого года». Пока юбка Мэрилин летала под порывами воздуха, у Джо выносило крышу. Пара, естественно, развелась. Джо, кстати, до последних дней поддерживал бывшую супругу и был ей близким другом.

В третий и последний раз Мэрилин вышла замуж за драматурга Артура Миллера. Брак, к сожалению, продлился всего четыре с половиной года и завершился из-за разногласий, ссор и, возможно, из-за невозможности завести детей.

Помимо официальных отношений, Мэрилин приписывают огромное количество романов. Так, например, ходили слухи, что у актрисы был роман с коллегой по фильму «Займёмся любовью» Ивом Монтаном. И, более того, что она была в отношениях с президентом США Джоном Кеннеди и, как бы странно это ни звучало, с его братом Робертом Кеннеди.

Кстати, помните, как Мэрилин пела поздравление с днём рождения? Это она для Джона.

Уже после смерти актрисы многие мужчины (и женщины) признавались в том, что они были тайными любовниками. Об этом в своих биографиях пишут как минимум актёры Марлон Брандо и Тони Кёртис.

А вот и поздравление

Интересные факты:

  • Родилась в Лос-Анджелесе.
  • Настоящее имя: Норма Джин Мортенсон.
  • Собственный капитал оценивался в 7 миллионов долларов.
  • Была одной из самых низкооплачиваемых актрис.
  • Согласно контракту она получала даже меньше, чем её гримёры.
  • Долгие годы не знала, кто её настоящий отец.
  • А когда узнала и пыталась с ним связаться, тот не шёл на контакт.
  • Помимо исправления прикуса и электролиза, Мэрилин сделала себе ринопластику.
  • Ходили слухи и об операции на груди. Но информацию никто не подтвердил.
  • Для роли Холли в фильме «Завтрак у Тиффани» изначально выбрали Мэрилин. Но затем отказались из-за её привычки опаздывать и срывать съёмки.
  • ФБР завело досье на Мэрилин из-за её замужества с Артуром Миллером, которого подозревали в коммунистических наклонностях.
  • Ради Артура, кстати, она приняла иудаизм.
  • В личной библиотеке актрисы насчитывалось порядка 400 книг.
  • Пара, купившая дом Мэрилин после её смерти, обнаружила огромное количество прослушивающих устройств.
  • Платье, которое она надела для поздравления президента, продали за 1,267,500 долларов. 
  • В последние недели своей жизни Мэрилин планировала сняться в биографическом фильме о Джин Харлоу.
  • Основатель журнала Playboy Хью Хефнер заранее купил себе склеп рядом со склепом Мэрилин.
  • Ходили слухи, что Мэрилин за всю свою жизнь пыталась покончить жизнь самоубийством целых три раза.
  • Свой последний и крупнейший гонорар в размере 1 миллиона долларов Мэрилин получить не успела.
Теги: В джазе только девушки, Блондинка, Фильмы, Креатив, Годнота
Аватар Cyber Morning Star
Cyber Morning Star
294 подписчика