Фильмы 27537
Аватар Evernews Evernews

От Китона до «Форсажа»: как за 100 лет изменились съемки автомобильных погонь

3
1
Поделиться
Телеграфировать

Было время, когда актеры и машины вообще не покидали пределы студий.

От Китона до «Форсажа»: как за 100 лет изменились съемки автомобильных погонь

На днях съемочная группа девятого «Форсажа» показала, как снимает автомобильные погони: для этого строят реплики машин, используют манекены и «пушки», стреляющие автомобилями, применяют компьютерную графику. На заре киноиндустрии все было гораздо проще.

Автомобильным погоням в кино либо уже исполнилось, либо вот-вот исполнится сто лет. Еще в фильме «Шерлок-младший», вышедшем в 1924 году, Бастеру Китону пришлось придумать, как промчаться мимо поезда, снимая все происходящее на камеру. С тех пор технологии сильно шагнули вперед.

В честь столетия кинопогонь редакция Insider выпустила мини-документалку, посвященную тому, как менялись технологии съемок таких сцен. Мы посмотрели документалку и пересказываем все самое интересное.

Так вот, про Бастера Китона. В фильме «Шерлок-младший» есть момент, когда герой Китона, сидя на мотоцикле, проносится прямо перед едущим поездом. Кажется, еще секунда, и актера размазало бы по рельсам. Как это сняли?

Несколько важных моментов. В 1924 году нельзя было нарисовать поезд с помощью компьютерной графики, комбинированные съемки тут не применялись, уменьшенных моделей или чего-то в этом роде тоже не было. И да, Китон действительно проехал перед поездом.

Ответ прост: сцену сняли в обратном порядке. На самом деле Бастер переезжал через железнодорожные пути не слева направо, а справа налево, спиной вперед. Поезд двигался не к Бастеру, а от него, так что актеру ничего не угрожало. На этапе монтажа пленку просто перевернули.

Такими трюками удавалось обходиться не всегда. Если со съемками проездов автомобилей — как правило, со статичной камеры — все было достаточно легко, то съемки погонь от первого лица или из салона автомобиля были просто невозможны.

Дело в габаритах и весе камер. В первые десятилетия существования киноиндустрии их было нельзя ни поставить в салон, ни попросту закрепить на автомобиле. Решением, использовавшимся очень долго, стали студийные съемки.

Характерные примеры — «Птицы» Альфреда Хичкока или «Доктор Ноу» с Шоном Коннери в главной роли. Когда Джеймс Бонд уходит от погони, бешено вращая руль, актер на самом деле сидит в неподвижном автомобиле, стоящем в студии.

Картинку автомобилей, преследующих машину Бонда, выводили на установленный позади машины экран с помощью обратной проекции. Иллюзия была не очень убедительной: кажется, повороты руля у Бонда не совпадают с движением его автомобиля.

Ситуация изменилась уже через несколько лет. Детищем маленькой революции в производстве автомобильных экшенов стал вышедший в 1968 году «Буллит» со Стивом Маккуином в главной роли. Здесь погони были сняты не в студии, а на реальных городских улицах.

Это стало возможно благодаря появлению Arriflex 35 II — маленькой, легкой камеры, позволяющей снимать с рук. Камера оказалась не только компактной, но и прочной: за безопасность отснятого материала можно было не волноваться.

Съемочная группа «Буллита» установила такие камеры на капотах машин, в салонах и на крыльях. Благодаря этому зрители видели погоню от первого лица, примерно так же, как и сами персонажи фильма. Прежде такого не бывало.

Создатели фильма «Французские связи», вышедшего три года спустя, пошли еще дальше. Они не только поставили камеры на капот, бампер, заднее сиденье и приборную панель, но и вели съемки прямо в потоке, на самых обычных городских улицах.

Если при съемках «Буллита» улицы перекрывали, заполняя дороги машинами с каскадерами за рулем, то во «Французских связях» все дорожное движение — настоящее. В фильм даже попала одна реальная авария: белым Ford управлял водитель, не имевший никакого отношения к съемочной группе.

Могло быть и хуже. Создатели «Французских связей» постарались снизить риски для актеров и невольных участников съемок: хотя в фильме погони выглядят динамично, на самом деле автомобили двигались медленно.

Чтобы ускорить машины, при работе над сценами погонь съемочная группа использовала замедленную киносъемку. Для этого снимали не 24 кадра в секунду, а меньше; когда пленку прокручивали с обычной скоростью, казалось, что машины едут быстро.

Правда, ускорялись не только автомобили, но и все объекты в кадре — например, пешеходы, — поэтому приходилось тщательно выбирать ракурсы для таких съемок. Кое-какие артефакты в кадре все-таки остались: к примеру, дым из выхлопных труб машин валит заметно интенсивнее, чем обычно.

Интересно, что это решение применяется в киноиндустрии до сих пор. К примеру, Джордж Миллер использовал замедленную киносъемку при работе над «Безумным Максом» 2015 года. А создатели фильма «Исчезающая точка» так увлеклись скоростью, что занижали скорость камеры до половины от нормальной.

Но что делать, если хочется снять погоню в городе, причем так, чтобы пешеходы выглядели нормально, а не ускорялись вместе с автомобилями? Ответ на этот вопрос пришлось найти создателям фильма «Ронин», и этот ответ оказался прост.

Если нужно снять быструю и реалистичную погоню в городе, то выход только один: нужно устроить ее на самом деле. Для этого актеров пришлось отстранить от управления автомобилями: вместо них в опасных сценах рулили каскадеры.

Чтобы актер по-прежнему оставался в кадре и мог крутить руль, создатели «Ронина» изготовили несколько модифицированных машин с двумя рулями. Один, бутафорский, был у актера. Настоящий руль, справа, не попадал в поле зрения камеры — там сидел каскадер, на самом деле управлявший автомобилем.

Но что делать, если каскадера и дополнительный руль в принципе нельзя разместить в автомобиле? Решение нашли создатели «Фаворита», фильма, не имеющего вообще никакого отношения к автомобильным гонкам.

Это фильм о скачках. Чтобы снимать их, каскадеры построили специальную платформу; затем она была модифицирована и немного упрощена. Так появилась Biscuit — платформа, позволяющая еще немного облегчить съемки погонь.

Идея примерно так же, что у проекционного экрана времен бондианы с Шоном Коннери, только на этот раз фон настоящий. На Biscuit можно поставить другую машину — как правило, без колес, — в которой сидят актеры.

Актер делает вид, что управляет машиной, а на самом деле платформой с закрепленным на ней автомобилем рулит каскадер. Прелесть Biscuit в том, что кабину каскадера можно разместить в любом месте платформы, то есть появляется возможность снимать актерский автомобиль практически с любого ракурса.

Чтобы добиться идеальной синхронизации движений машины и актерской игры, каскадеры постоянно находятся на связи с актерами, рассказывая, что собираются делать.

С использованием Biscuit снималось множество известных фильмов. Например, платформа активно применялась при создании «Мальчишника в Вегасе» и «Малыша на драйве» — с ее помощью сняты практически все погони.

Чем сложнее становились погони, тем больше приходилось полагаться на компьютерную графику. Если авторы «Буллита» или «Малыша на драйве» могли без особых проблем выехать на улицы больших городов, то у «Форсажа» с этим возникли определенные сложности.

К примеру, «Токийский дрифт» на самом деле почти целиком снимали в Лос-Анджелесе. Для главной погони команде по спецэффектам пришлось создать виртуальную версию Сибуйского пешеходного перехода вместе с дорожным движением и самими пешеходами.

Примерно таким же образом снималась восьмая часть «Форсажа». Хотя в фильме герои гоняют по Нью-Йорку, в реальности эти сцены снимались в Кливленде; чтобы воссоздать улицы Нью-Йорка, с помощью компьютерной графики добавили узнаваемые достопримечательности и скрыли все лишнее.

Сами машины тоже изменились. Автомобильные погони десятилетиями снимались с помощью практически серийных автомобилей, но теперь машины все чаще приходится либо дорабатывать, либо строить с нуля.

Например, авторам «Черной Пантеры» пришлось попросить инженеров Lexus отключить большую часть систем безопасности автомобиля, участвовавшего в съемках. А съемочная группа «Малыша на драйве» была вынуждена вызвать на площадку техника Mercedes-Benz: без его помощи машина никак не хотела продолжать движение, встретившись с забором.

Автомобили для съемок «Форсажа» лишают подушек безопасности, им укрепляют кузова и рамы — иначе машины могут не пережить трюковые сцены. Электронные вспомогательные системы тоже отключаются.

Наконец, сами съемки теперь могут длиться гораздо дольше. К примеру, в девятой части «Форсажа» есть момент, когда Toyota 86 под воздействие мощного магнита пролетает через магазин и влетает в кузов грузовика.

Сама сцена длится порядка четырех секунд. Но на ее съемки потребовалось восемь месяцев подготовки, сами съемки заняли четыре дня и в них участвовало больше сотни человек.

Бастеру Китону такое и не снилось.

Теги: Фильмы, Технологии, История
Аватар Evernews
Evernews
8066 подписчиков