Cyberpunk 2077 44199
Аватар Evernews Evernews

Как про***** репутацию и все потерять: кратчайшее руководство от CD Projekt

140
0
Поделиться
Телеграфировать

Для холдинга начинаются невероятно интересные времена.

Как про***** репутацию и все потерять: кратчайшее руководство от CD Projekt

Cyberpunk 2077 ждали. Наверное, за последние года три так не ждали ни одну другую игру. Сочные интервью разработчиков, обещавших все и сразу, невероятный уровень хайпа, сочная вселенная, предвкушение тотального погружения в город будущего. Ну, вы помните.

Если бы такие же обещания давала условная EA или Ubisoft, разработчиков подняли на смех — ну серьезно, куда вы лезете. Но CD Projekt верили: успех The Witcher 3 (тоже, кстати, достигнутый не сразу) вознес холдинг на вершину игрового Олимпа и дал гигантский кредит доверия.

Хорошие новости: после порядка пяти лет разработки и трех переносов Cyberpunk 2077 вышел и более-менее играбелен. Плохие новости: CD Projekt умерла. Во всяком случае, умер тот былинный облик, что сформировался после The Witcher 3.

Месяц назад это была легендарная студия, делающая долго, но качественно. Студия, откровенно рассказывающая о проблемах, верящая, что ее игры купят без всякой защиты, студия с простым и понятным посылом: мы сделаем вам хорошо.

В российском сериале «Беспринципные» есть персонаж по кличке Слава не*изди. История у клички простая: Славу патологически тянет нае**вать партнеров. После одного особенно эпического провала Слава клянется измениться навсегда, но не так, как вы думаете: теперь он будет кидать партнеров только по-крупному.

После выхода Cyberpunk 2077 выяснилось, что CD Projekt это не студия бунтарей, а коллективный Слава не*изди. На первый взгляд может показаться, что в проблемах игры виновато только руководство холдинга, которому теперь задают неприятные вопросы. На самом деле нет — все молодцы.

Оглядываясь назад, рекламную кампанию игры с трудом, но все-таки можно понять: такая у маркетологов профессия, продавать любой продукт любыми средствами. Рекламный отдел CD Projekt заслужил свою премию в любом случае: необходимый уровень хайпа достигнут, предзаказы гигантские, все хорошо.

Гораздо интереснее, что в это время говорили обычные разработчики. Например, ведущий дизайнер заданий Павел Саско недавно рассказывал: игровые системы устроены очень сложно, Cyberpunk 2077 невероятно реиграбелен — чтобы увидеть все концовки, придется несколько раз перепройти игру. После релиза выясняется, что сюжет у игры прямой, как палка, ничего перепроходить не нужно.

Дизайнер уровней Майлз Тост в свое время объяснял, что в Cyberpunk 2077 не будет отслеживания краж, потому что это слишком сложно: нужно, чтобы персонажи все запоминали и относились к Ви иначе. Майлз высказывался в том смысле, что лучше не делать вообще, чем делать плохо — простая и понятная позиция. После релиза оказалось, что это не помешало разработчикам сделать систему полиции, которой лучше бы не было.

Тот же Майлз еще в январе 2020 года обещал: в конце концов фанаты поймут, что перенос Cyberpunk 2077 того стоил. С тех пор игру успели перенести еще два раза — и, если честно, не помешал бы третий перенос.

Тот же Майлз рассказывал, как вырезание контента пойдет игре на пользу и без малого год назад говорил, что Cyberpunk 2077 уже оптимизируют под PlayStation 4 и Xbox One. На релизе, как мы знаем, оптимизация отсутствовала.

Тот же Майлз — как вы уже догадались, он часто дает интервью — рассказывал, что в релизной версии игроки столкнутся с мелкими глитчами, а по ролевым механикам и степени проработки Cyberpunk 2077 будет превосходить The Witcher 3. Между тем со степенью проработки — и с точки зрения влияния отыгрыша на сюжет, и просто в плане реалистичности мира — в игре все не очень хорошо.

С техническим состоянием Cyberpunk 2077 вообще связан любопытный момент. В частных разговорах разработчики регулярно жаловались журналистам на переработки, но никто почему-то, извините, не собрал яйца в кулак и не сказал: кажется, мы собираемся ввести фанатов в заблуждение и выпустить в релиз альфа-версию.

Честнее всех, похоже, поступили анонимный сотрудник CD Projekt, написавший большой разоблачительный пост на Reddit — он полагал, что на патчинг уйдет 4-5 месяцев — и Джон Мамаис, руководитель краковского подразделения CD Projekt.

В октябре 2019 года, за полгода до первой даты выхода, Джон вдруг заявил: тестирование Cyberpunk 2077 по сути еще не начиналось. Разработчики до сих пор наполняют игровой мир контентом, техническая часть оставляет желать лучшего и «если сейчас нам не удастся ввести все эти вещи — мы в жопе». С тех пор Мамаис, кажется, не давал публичных комментариев о состоянии игры.

Руководители CD Projekt, конечно, прямо врали инвесторам и игрокам, но их хотя бы можно понять: менеджерам принадлежат крупные пакеты акций. Зачем фанатов вводили в заблуждение рядовые разработчики — не совсем понятно.

Проблемы, впрочем, будут и у менеджеров, и у разработчиков. После успеха The Witcher 3 в CD Projekt RED — студию не с самыми высокими зарплатами — устремились разработчики со всего мира. Им хотелось работать в лучшей компании и создавать лучшие игры, пусть даже немного потеряв в деньгах: причастность к знаковому проекту и строчка в резюме выглядели куда весомее.

В результате после нескольких лет упорного труда экспаты, пришедшие в CD Projekt, получили в резюме строчку в духе «приложил руку к самому крупному обману 2020 года». Понятное дело, сейчас студия будет выпускать патчи и стараться поправить ситуацию, но осадочек остался: легендарная компания опустилась до уровня простых смертных из Electronic Arts — Cyberpunk 2077 это еще не Anthem, но определенное сходство прослеживается.

У менеджмента все еще хуже. Если разработчики, публично делавшие весьма спорные заявления, подставили только фанатов, то руководство CD Projekt подвело еще и партнеров. За последние недели здесь, кажется, был поставлен рекорд. Следите за руками:

  • Обещаем акционерам выпустить идеально отлаженную игру (она выходит с огромным количеством багов).
  • Обещаем инвесторам отличную производительность на старых консолях (у них все очень плохо).
  • Видимо, специально до последнего не даем журналистам увидеть консольные версии и запрещаем выкладывать геймплейные ролики с PC, где тоже есть баги.
  • Когда правда вскрывается, извиняемся и обещаем игрокам полный возврат средств в PS Store и Xbox Store (выясняется, что об этом забыли договориться с Sony и Microsoft).

Менеджмент CD Projekt выстрелил себе в ногу дважды: сперва выпустив продукт крайне спорного качества, а затем перебросив общение с недовольными покупателями на партнеров.

Если в глазах некоторой части игроков CD Projekt теперь выглядит как компания, которой не стоит доверять, то потенциальные партнеры относятся к холдингу еще осторожнее: теперь это компания, сотрудничество с которой может приносить проблемы.

Возможно, будут какие-то последствия и со стороны акционеров. Пока все на уровне слухов, но обычно инвесторы очень не любят, когда руководители публичных компаний открыто вводят их в заблуждение и рискуют чужими деньгами.

Примечательно, что маркетологи CD Projekt еще надеются вернуть имидж легендарной компании, делающей все ради фанатов. В последнем заявлении о возврате средств для игроков, купивших физические копии, разработчики пообещали вернуть деньги из своего кармана, если это откажутся сделать ритейлеры. Трогательное, но бессмысленное заявление.

CD Projekt в любом случае возвращает деньги из своего кармана: основная прибыль, полученная на продаже игры на физических носителях, идет как раз холдингу. Обычно значительную часть денег забирает издатель, но CD Projekt издает Cyberpunk 2077 самостоятельно и платит ритейлеру лишь очень небольшой процент выручки за распространение.

Самый главный вопрос во всей этой истории звучит так: зачем CD Projekt вообще все это проделала. Выпуск Cyberpunk 2077 в его нынешнем состоянии можно было бы понять, если б у холдинга кончались деньги или над компанией стоял издатель, вынуждавший выпустить игру любой ценой.

Но нет: последние отчеты холдинга выглядят очень прилично, у CD Projekt солидный запас свободных средств, доходы выше, чем расходы. Конечно, можно предположить, что менеджеры не только обманывают инвесторов, но и фальсифицируют отчеты, но это маловероятно — за такое можно и присесть.

Возможно, мы чего-то не знаем и у CD Projekt и в самом деле были причины спешить. Возможно, The Witcher 3 был случайностью и после успеха игры разработчики просто утратили связь с реальностью. Будем надеяться, журналисты-расследователи попытаются прояснить этот вопрос.

А для CD Projekt начинаются интересные времена. Компании, спустившейся с небес на землю, предстоит снова завоевать доверие игроков, партнеров и инвесторов. Ужасно любопытно, как она это проделает и кого лишится в процессе.

Теги: Cyberpunk 2077, Игры, История
Аватар Evernews
Evernews
8066 подписчиков